Общая информация о типовых ИТП: описание узлов
Общая информация о типовых ИТП
Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) предназначен для распределения тепла с целью обеспечения отоплением и горячей водой жилого, коммерческого или производственного здания.
Основными узлами теплового пункта, подлежащими комплексной автоматизации, являются:
- узел холодного водоснабжения (ХВС);
- узел горячего водоснабжения (ГВС);
- узел отопления;
- узел подпитки контура отопления.
Узел холодного водоснабжения предназначен для обеспечения потребителей холодной водой с заданным давлением. Для точного поддержания давления обычно используется частотный преобразователь и датчик давления . Конфигурация узла ХВС может быть различной:
- один насос;
- каскад из двух и более насосов;
- два или три насоса, работающих поочередно с АВР (автоматический ввод резерва).
Узел ГВС обеспечивает потребителей горячей водой. Основной задачей является поддержание заданной температуры при изменяющемся расходе. Температура не должна быть слишком горячей или холодной. Обычно в контуре ГВС поддерживается температура 55 °С.
Теплоноситель, поступающий из теплосети, проходит через теплообменник и нагревает воду во внутреннем контуре, поступающую к потребителям. Регулирование температуры ГВС производится при помощи клапана с электроприводом. Клапан устанавливается на линии подачи теплоносителя и регулирует его расход с целью поддержания заданной температуры на выходе теплообменника.
Циркуляция во внутреннем контуре (после теплообменника) обеспечивается при помощи насосной группы. Чаще всего используются два насоса, которые работают поочередно для равномерного износа. При выходе из строя одного из насосов происходит переключение на резервный (автоматический ввод резерва – АВР).
Узел отопления предназначен для поддержания температуры в отопительной системе здания. Уставка температуры в контуре формируется в зависимости от температуры воздуха на улице (наружного воздуха). Чем холоднее на улице тем горячее должны быть батареи. Зависимость между температурой в контуре отопления и температурой наружного воздуха определяется отопительным графиком, который должен настраиваться в системе автоматики.
Кроме регулирования температуры, в контуре отопления должна быть реализована защита от превышения температуры воды, возвращаемой в теплосеть. Для этого используется график обратной воды.
Согласно требованиям тепловых сетей, температура обратной воды не должна превышать значений, заданных в графике обратной воды.
Температура обратной воды является показателем эффективности использования теплоносителя.
Кроме описанных выше параметров, существуют дополнительные методы повышения эффективности и экономичности теплового пункта. Ими являются:
- сдвиг графика отопления в ночное время;
- сдвиг графика в выходные дни.
Данные параметры позволяют оптимизировать процесс потребления тепловой энергии. Примером может служить коммерческое здание, работающее в будние дни с 8:00 до 20:00. Снизив температуру отопления ночью и выходные дни (когда организация не работает), можно добиться экономии на отоплении.
Контур отопления в ИТП может быть подключен к теплосети по зависимой схеме или независимой. При зависимой схеме вода из теплосети подается в батареи без использования теплообменника. При независимой схеме теплоноситель через теплообменник подогревает воду во внутреннем контуре отопления.
Регулирование температуры отопления производится при помощи клапана с электроприводом. Клапан устанавливается на линии подачи теплоносителя. При зависимой схеме клапан непосредственно регулирует количество подаваемого теплоносителя в батареи отопления. При независимой схеме клапан регулирует расход теплоносителя с целью поддержания заданной температуры на выходе теплообменника.
Циркуляция во внутреннем контуре обеспечивается при помощи насосной группы. Чаще всего используются два насоса, которые работают поочередно для равномерного износа. При выходе из строя одного из насосов происходит переключение на резервный (автоматический ввод резерва – АВР).
Узел подпитки контура отопления предназначен для поддержания требуемого давления в контуре отопления. Подпитка включается в случае падения давления в контуре отопления. Подпитка осуществляется при помощи клапана, либо насосов (одного или двух). Если используются два насоса, то для равномерного износа они чередуются по времени. При выходе из строя одного из насосов происходит переключение на резервный (автоматический ввод резерва – АВР).
Типовые примеры и описание
Схема 1 - Типовой ИТП, 1 контур отопления, 1 контур ГВС
Управление тремя насосными группами: отопления, ГВС и подпитки:
- каждая насосная группа может состоять из одного или двух насосов;
- включение насосов подпитки производится при срабатывании датчика, установленного на обратном трубопроводе контура отопления. В качестве датчика может выступать датчик-реле давления или электроконтактный манометр.
Схема 2 - Типовой ИТП, 1 контур отопления, 2 контура ГВС
Управление четырьмя насосными группами: отопления, ГВС1, ГВС2 и подпитки:
- при использовании двух насосов производится их автоматическое чередование через заданные промежутки времени для равномерного износа, а также аварийное включение резерва (АВР) при выходе насоса из строя;
- временные интервалы работы для каждой насосной группы настраиваются независимо.
Схема 3 - Типовой ИТП, 2 контура отопления, 1 контур ГВС
Управление пятью насосными группами: отопления 1, отопления 2, ГВС, подпитки 1 и подпитки 2:
- каждая насосная группа может состоять из одного или двух насосов;
- для контроля исправности насосов используется контактный датчик («сухой контакт»). В качестве датчика может выступать датчик-реле давления, реле перепада давления, электроконтактный манометр или реле протока;
- временные интервалы работы для каждой насосной группы настраиваются независимо.
Схема 4 - Типовой ИТП, 2 контура отопления, 2 контура ГВС
Управление шестью насосными группами: отопления 1, отопления 2, ГВС 1, ГВС 2, подпитки 1 и подпитки 2:
- при использовании двух насосов производится их автоматическое чередование через заданные промежутки времени для равномерного износа, а также аварийное включение резерва (АВР) при выходе насоса из строя;
- для контроля исправности насосов используется контактный датчик («сухой контакт»). В качестве датчика может выступать датчик-реле давления, реле перепада давления, электроконтактный манометр или реле протока;
- включение насосов подпитки производится при срабатывании датчика, установленного на обратном трубопроводе контуров отопления. В качестве датчика может выступать датчик-реле давления или электроконтактный манометр.